Аптечные новости:

В состав нижегородской ГК Фармассоциация вошла местна

News image

Нижегородская аптечная сеть «Фармкомплект-аптека» вошла в состав нижегородской же группы компаний «Фармассоц...

Российская фармацевтическая ассоциация (Росфарма)

News image

Была создана в 1993 году по инициативе и при непосредственном участии фармацевтических работников . В настоя...

История фармокологии:

История создания лекарств

News image

Создание современных лекарственных средств является одним из крупнейших научных достижений XX века. Недаром ...

История возникновения аспирина

News image

Он родился как проявление сыновней любви, чтобы потом положить начало всемирному бизнесу. Старик, больной ар...

История фармакологии

News image

История фармакологии также же продолжительна, как и история человечества. Для облегчения страданий при забол...



Социальная ответственность фармрынка
Аптечное дело - Аптечное дело

социальная ответственность фармрынка

В ситуации, когда развитие той или иной социальной отрасли сопровождается множеством негативных явлений, неотвратимо назревает необходимость глубокого пересмотра принципов, установок и положений, лежащих в ее основе. Если говорить непосредственно о здравоохранении и, в частности, о сфере обращения лекарств, то уже сегодня приходится констатировать: преобладавшая здесь в последние годы парадигма классического маркетинга, основной целью которой является получение максимальной выгоды, устарела. Устарела потому, что рынок не подтвердил ее способности длительно добиваться выполнения ключевых задач, стоящих перед отраслью.

Последнее утверждение отнюдь не ново. Еще в 90-х гг. XX в. ряд авторитетных американских маркетологов (Дон Мальтц, Стэнли Танненбаум, Роберт Лотербон) пришли к выводу, что в сфере лекарственного обращения «массовая реклама умирает и массовые медийные средства находятся в серьезном кризисе. Требуется новая парадигма». В ряде стран были проведены разработки новой модели, философии деятельности в сфере обращения лекарств. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия: более 10 лет назад нашей кафедрой была сформулирована концепция, определившая главной целью отрасли обеспечение населения квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощью. Она основана на использовании достижений новых медико-фармацевтических наук и направлений, возникших в ответ на негативные тенденции развития мирового (и в т.ч. российского) фармрынка.

Как известно, «все познается в сравнении». Чтобы наглядно удостовериться в очевидных социальных преимуществах парадигмы фармпомощи (ФП) перед классическим маркетингом (КМ), предлагаю соотнести базовые этические проблемы, с которыми неизбежно сталкиваются участники фармотрасли, и возможности решения этих проблем в русле каждой из названных концепций (табл. 1).

Требования времени

Подводя своего рода итог приведенному сравнению, обозначим ключевые требования к современным лекарствам, которые выдвигает парадигма ФП:

Качество информации – качество жизни

Качество информации о лекарствах, от которого зависит рациональность их использования, так же важно, как и качество самих препаратов. ВОЗ считает, что государство должно нести полную ответственность за обеспечение населения непредвзятыми, объективными и доказательными (три «кита», определяющих качество информации) данными о ЛС. Как обстоит с этим дело в нашей стране?

В России информация о лекарствах (в т.ч. и рекламная) должна соответствовать требованиям Федерального закона от 22.06.98 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах». В целях дополнительного улучшения «информационной среды» в сфере лекарственного обращения с 01.04.2001 г. в РФ также был введен ОСТ – государственный информационный стандарт ЛС. Согласно одному из основных положений этого документа, информация в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата должна соответствовать требованиям типовой клинико-фармакологической статьи (ТКФС). Чтобы сделать некоторые выводы об уровне реальной «информационной законопослушности» производителей ЛС, представленных на нашем фармрынке, эксперты в свое время подвергли анализу листки-вкладыши к 76 препаратам, содержащим диклофенак, и к 31 препарату на основе атенолола. В исследовании оценивалось соответствие содержания 5 разделов инструкции, наиболее важных с точки зрения безопасности применения ЛС, требованиям ТКФС.

Как видно из рисунка 1, ситуация с объективностью данных о ЛС в листках-вкладышах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А ведь, как нетрудно понять, неполнота информации о свойствах ЛС в условиях, когда в России огромное число препаратов можно приобрести без рецептов, обусловливает опасность множественных случаев возникновения нежелательных побочных эффектов.

К слову, проблема распространенности побочных действий ЛС (ПДЛС) - далеко не только российская. Например, в США в 70-х гг. каждая четвертая смерть объяснялась именно нежелательными эффектами лекарств. Ныне в этой стране проведена большая работа по усовершенствованию отпуска ЛС, однако экономические потери от ПДЛС с каждым годом все равно растут и достигли ныне уже 110 млрд. долл. Ситуация не слишком обнадеживающая, но, подчеркну, за океаном по крайней мере ведется учет убытков. В России же, к огромному сожалению, потери в социально-экономической сфере от нежелательных реакций на прием ЛС в настоящее время НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ВОВСЕ. Способствует ли это повышению уровня лекарственной помощи? Вопрос риторический.

Еще об «издержках» КМ

Недостоверная характеристика эффективности и безопасности внедряемых аптечных товаров, утаивание информации о возможных побочных эффектах и частоте их проявления являются далеко не единственными негативными тенденциями, которые проявились на фармрынке в результате нарушений морально-нравственных норм. Среди прочих отрицательных явлений, спровоцированных безоговорочным господством классического маркетинга в здравоохранении, можно выделить следующие:

«Нейтрализация» отрицательных явлений

Естественно, что ФП, претендуя на статус социально эффективной парадигмы, должна была предложить свои пути решения многих из перечисленных проблем. Выше я уже заметил, что таким путем стала разработка и внедрение в практику комплекса новых дисциплин и направлений, составивших научный базис ФП. Перечень этих дисциплин указан в таблице 2.

В целом общественная значимость новаторских направлений фармацевтической науки состоит в том, что использование их методик при контроле лекарственного рынка служит одним из основных инструментов защиты прав граждан России на квалифицированную фармпомощь (рис. 2).

Ключевые критерии оценки фармрынка

Возвращаясь к началу этой статьи, еще раз зафиксируем: если конечная цель классического маркетинга – извлечение экономической выгоды игроками рынка, то для ФП главный ориентир и «мера всех вещей» - защита прав потребителей фармпомощи. В свете вышесказанного при анализе лекарственного рынка основные акценты должны быть смещены в сторону оценки следующих параметров:

Можно с уверенностью утверждать, что доминирование перечисленных системных подходов будет способствовать повышению социальной ответственности фармрынка и его подчинению стратегическим интересам государства, общества и человека.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему БАДы:

News image

БАД Аргинин: свойства, показания

Аргинин является аминокислотой. Для взрослых он может быть заменен, а вот для детей является незаменимым. Оказывает влияние по...

News image

БАД для суставов

В современном мире все большее число людей страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего они возникают всле...

News image

К выбору биодобавок нужно относиться внимательнее

Зачастую хронические заболевания нельзя вылечить никакими лекарственными препаратами. Но есть биодобавки, которые стимулируют восс...

Каталог лекарств:

Рвотные и отхаркивающие средства

News image

Рвоту могут вызывать многие вещества. По механизму действия их принято разделять на две группы: 1) рвотны...

Правда, о рыбьем жире

News image

Многие заполнили вкус рыбьего жира, который заставляли пить родители. Вкус не очень, но считалось, что очен...

К чему приводит неправильная дозировка стероидов

News image

Множеству мужчин не дает жить навязанный образ крутого мужика с огромными бицепсами. Чтобы привести свое тело ...

Препараты для спорта:

Цитруллин

News image

Цитруллин это аминокислота, которая входит в состав всех строительных белков, но при этом в ней намного б...

БАДы в спортивном питании

News image

Современные люди начали свою жизнь с приходом 21 века с мыслями и стремлению к здоровому образу жизни вмест...

АМИНОКИСЛОТНЫЕ ПРЕПАРАТЫ И БЕЛКОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПОВЫШЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ

News image

Белки являются основным строительным материалом мышечной ткани. Структурными компонентами белков (“Кирпичика...

Место БАДов:

News image

Фармпромышленность. Перспективы развития

Лекарственные средства являются такой продукцией, качество которой потребитель не может оценить самостоятельно. Поэтому гарантия...

News image

Глобальная проблема антимикробной резистентности

Развитие резистентности к антимикробным препаратам у многих бактериальных патогенов делает традиционную терапию неэффективной, а...

Клинические исследования:

News image

Биологи нашли антитело, которое побеждает все вирусы гриппа

Антитело, которое способно защитить абсолютно от всех видов гриппа, смогли выявить вирусологи, которые работают в Исследовательс...

News image

Клинико-фармакологические особенности применения b2-агонистов для лече

Одним из наиболее эффективных лекарственных средств для лечения синдрома бронхиальной обструкции являются ингаляционные b2-агони...

Внимание! Фальсификат:

News image

География проблемы

Фальсификация лекарств — явление не новое, однако в последнее время оно привлекает большое внимание из-за более широкого распрос...

News image

Классификация фальсифицированных лекарственных средств

Поддельные медикаменты, реализуемые на российском рынке, в зависимости от условий их производства разделяют на 4 группы. Перв...

О компании

about

Контактная информация:

about

Авторизация