Аптечные новости:

В состав нижегородской ГК Фармассоциация вошла местна

News image

Нижегородская аптечная сеть «Фармкомплект-аптека» вошла в состав нижегородской же группы компаний «Фармассоц...

Российская фармацевтическая ассоциация (Росфарма)

News image

Была создана в 1993 году по инициативе и при непосредственном участии фармацевтических работников . В настоя...

История фармокологии:

История создания лекарств

News image

Создание современных лекарственных средств является одним из крупнейших научных достижений XX века. Недаром ...

История возникновения аспирина

News image

Он родился как проявление сыновней любви, чтобы потом положить начало всемирному бизнесу. Старик, больной ар...

История фармакологии

News image

История фармакологии также же продолжительна, как и история человечества. Для облегчения страданий при забол...



Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению
Аптечное дело - Фармацевтический рынок

вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению

Главной целью социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг.

Повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению, жителям удаленных и труднодоступных районов является важнейшей задачей всех уровней власти. В России почти треть населения проживает в сельской местности; населенных пунктов с численностью жителей до 1 000 человек насчитывается более 130 000, и 22% из них старше трудоспособного возраста. Анализируя данные мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, можно констатировать, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, в т.ч. уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов и населенных пунктов городского типа. Диспропорция связана, в первую очередь, с экономическими факторами: трудовой занятостью, размером дохода, уровнем образования и множеством других социально-экономических условий. Модернизация здравоохранения, проводимая с 2005 г., реализация национальных приоритетных проектов призваны нивелировать это неравенство. Происходящие изменения в состоянии здоровья населения в период реализации социальных программ служат индикатором того, насколько эффективно проводится социально-экономическая политика в целом и в конкретных субъектах РФ в частности.

С учетом большой социальной значимости оказания медицинской помощи населению государство и региональные власти должны координировать этот процесс, используя в т.ч. следующие механизмы:

Организация медицинской помощи населению сельской местности в силу объективных социально-экономических факторов имеет свою специфику:

Следует отметить, что проблемы с организацией медицинской и лекарственной помощи населению, проживающему в отдаленных районах, имеются в большинстве стран и решаются государством и муниципалитетами в зависимости от сложившихся традиций и реалий социально-экономического развития. Во многих европейских странах (Бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.) проблема доступности медицинской помощи решается благодаря развитой системе врачей общей практики (семейных врачей), а проблема с лекарственным обеспечением решена в какой-то степени предоставлением разрешения врачам реализовывать лекарственные средства пациентам. Обеспечиваемый врачами товарооборот составляет от 1% (Бельгия, Ирландия) до 20%.

В Великобритании около 4 000 врачей, практикующих в сельской местности (12% от общего количества врачей общей практики), имеют право реализовать лекарственные средства своим пациентам. Разрешение получают на основании определенных критериев.

В Словении врачи общей практики имеют право реализовать лекарства в тех населенных пунктах, которые расположены более чем в 10 км от ближайшей аптеки. Запасы ЛС поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договора.

В Финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные лекарства продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), обеспечивающих население лекарственными препаратами, постепенно уменьшается за счет организации новых аптек.

В Дании проблема лекарственного обеспечения сельских районов решается с помощью аптек-сателлитов и киосков в магазинах, которые разрешены только в сельской местности, поскольку больничным аптекам и врачам запрещено заниматься реализацией лекарственных средств населению.

В Испании один из самых высоких показателей доступности аптечных услуг. Лекарственные средства отпускаются только в аптеках. Число аптек регулируются законодательством исходя из числа жителей, приходящихся на одну аптеку.

В Канаде проблему лекарственного обеспечения решают с помощью интернет-аптек, которые пользуются большой популярностью среди населения, доставка лекарств осуществляется по почте и специальными курьерами.

Аптечные организации в африканских странах сильно отличаются от других стран: различается формат мероприятий, проводимых в сельских и городских аптеках. В сельских аптеках практически нет специалистов, так как фармацевты с университетским образованием предпочитают работать в больших городах.

Лекарственное обеспечение и предоставление населению фармацевтических услуг в развивающихся странах неудовлетворительное (по заключению Всемирной организации здравоохранения). За медицинской помощью пациенты обращаются непосредственно к фармацевту, минуя врача. Большинство медикаментов распространяются нелегально без рецепта «продавцами лекарств», не имеющими соответствующих знаний. Контроль применения ЛС продолжает ослабевать, растет реализация фальсифицированных, недоброкачественных препаратов.

В Австралии проблема обеспечения населения лекарствами силу географических особенностей имеет свою специфику. Если между городскими аптеками нет больших различий, то в сельской местности существует серьезная диспропорция аптек. Лекарственное обеспечение там осуществляется при помощи местных врачей общей практики, которые получают от органов власти разрешение на реализацию лекарственных средств населению. Государством выделяются кредиты для открытия аптек в удаленных районах и для покупки аптек, находящихся на грани банкротства. Существует срочная служба, обеспечивающая замену фармацевта в течение 24 часов.

Таким образом, проблемы доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения сельского населения в развитых странах решаются в основном с помощью врачей общей практики, которые одновременно оказывают и медицинскую, и лекарственную помощь. В Советском Союзе, а затем и в России, проблему обеспечения доступности медицинской и лекарственной помощи решали с помощью развитой сети ФАПов. Центральные районные аптеки заключали договора с фельдшерами, работающими в ФАПах, которые реализовывали лекарственные средства и изделия медицинского назначения населению. За лекарственный ассортимент в районе отвечала центральная районная аптека.

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что организация медицинской и лекарственной помощи сельскому населению должна реализовываться в рамках комплексных систем, которые предусматривают целевые установки со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические направления административной реформы. Формирование и реализация совместных, федеральных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем.

По нашему мнению, целевые функции региональной политики в области здравоохранения должны реализовываться через следующие направления:

К этому перечню, безусловно, следует добавить проведение контрольных мероприятий за полнотой и качеством оказания медицинской помощи.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития уделяет этой проблеме пристальное внимание. Постоянный контроль, проводимый Росздравнадзором, позволил обеспечить существенное сокращение случаев безлицензионной деятельности государственных и муниципальных лечебных учреждений сельской местности. В начале 2007 г. более 4 000 ЛПУ и 20 000 территориально обособленных подразделений работали вне правового поля, без соответствующей лицензии. К началу текущего года число федеральных и муниципальных ЛПУ, ведущих безлицензионную деятельность, снизилось в 15 раз (до 263 учреждений), а число ФАПов – почти в 3 раза (до 7439).

Росздравнадзором проведена работа совместно с руководством субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой. Большинство регионов сумели выделить дополнительные средства и ресурсы для приведения ЛПУ и ФАПов в соответствие с предъявляемыми требованиями. В текущем году работа в этом направлении будет продолжена.

Следует отметить, что большинство ФАПов не соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, не имеет лицензии на фармацевтическую деятельность и соответствующего материально-технического оснащения для хранения ЛС с учетом их физико-химических свойств и соблюдения требований нормативной документации.

Решение существующей проблемы возможно в двух направлениях. Во-первых, при содействии органов государственной власти субъекта РФ необходимо добиться соблюдения требований к учреждениям, осуществляющим хранение и реализацию ЛС и изделий медицинского назначения в части ФАПов, имеющих соответствующие возможности. Во-вторых, организовать на базе аптечных учреждений передвижные аптечные пункты для реализации ЛС и изделий медицинского назначения населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах.

Мы полагаем, что критериями для получения разрешения на осуществление фармацевтической деятельности передвижными аптечными пунктами могут служить: плотность размещения лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций на душу населения, территориальная удаленность населенного пункта от стационарных аптечных учреждений, доступность общественного транспорта, укомплектованность кадрами аптечных учреждений, а также наличие соответствующего материально-технического оснащения у передвижных аптечных пунктов.

С целью решения данной проблемы необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в действующий Федеральный закон от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» и другие законодательные и нормативные правовые акты.

В частности, необходимо внести изменения в статью 33 ФЗ «О лекарственных средствах», позволяющие осуществлять фармацевтическую деятельность лицам с высшим или средним медицинским образованием в аптечных учреждениях непосредственно в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, сельских врачебных амбулаториях и участковых больницах.

Необходимо также внести изменения в статью 32 ФЗ «О лекарственных средствах», позволяющие при отсутствии на территории сельской местности аптечных учреждений осуществлять реализацию ЛС через фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты и сельские врачебные амбулатории при соблюдении правил хранения и других условий, обеспечивающих качество ЛС. Соответствующие изменения необходимо внести в приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. №80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

Необходимо активизировать работу по социальной поддержке молодых специалистов, принявших решение работать в учреждениях первичного звена здравоохранения в сельской местности: разработать региональные программы социальной поддержки молодых специалистов, предоставлять кредиты на приобретение жилья, строительство частных домов, выделять дополнительные средства на увеличение заработной платы, предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг.

Другая проблема – невозможность повышения квалификации специалистов из-за низкой укомплектованности кадров в лечебных учреждениях. Для послевузовского и дополнительного обучения врачей и среднего медицинского персонала необходимо внедрение дистанционных технологий, которые доказали свою высокую эффективность. На сегодняшний день эта работа сдерживается из-за материально-технической неготовности к ней ряда областей и районов. Необходимо внедрять комплекс программ повышения квалификации специалистов с медицинским образованием для работы в аптечных учреждениях и ФАПах в удаленных и труднодоступных районах, а также сельской местности по направлению «Организация фармацевтического дела». Необходимо разработать учебно-методические материалы для специалистов со средним медицинским образованием по принципам оказания и контроля качества медицинской и лекарственной помощи.

Решение проблемы доступности и качества медицинской помощи сельскому населению требуют, в первую очередь, совершенствования действующего законодательства и развития материальной базы сельского здравоохранения. Процесс модернизации здравоохранения сельской местности, с одной стороны должен предусматривать эффективность административного управления, с другой стороны, решать задачи по максимальному использованию ресурсов в условиях всех субъектов в полном объеме.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему БАДы:

News image

Продают ли БАДы в Санкт-Петербурге?

Продажа добавок в северной столице давно прошла свое развитие и становление. Теперь большинство компаний предлагают для своих ...

News image

Рейтинг БАДов к пище и производителей

Биологические активные добавки представляют собой эффективное и прекрасное средство, которое дает возможность осуществлять кон...

News image

Тестостерон БАД - средство, рассчитанное на мужчин и женщин

Довольно часто приходится слышать о биологически активных добавках на растительной основе. Многие не придают им особого значе...

Каталог лекарств:

Рвотные и отхаркивающие средства

News image

Рвоту могут вызывать многие вещества. По механизму действия их принято разделять на две группы: 1) рвотны...

Мочегонные средства

News image

Диуретиками называют вещества, способствующие выведению из организма мочи и уменьшению содержания жидкости в...

Лечебные смеси

News image

Среди всего количества искусственных смесей существует особая категория продуктов, и они называются лечебным...

Препараты для спорта:

ИММУНОКОРРЕКТИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА

News image

Препараты этой группы не влияют прямо на процессы формирования мускулатуры при занятиях атлетической гимнаст...

Основные препараты,используемые спортсменами

News image

Основными препараты,используемыми спортсменами  являются: 1. Аминокислотные препараты и белковые продукты...

Предсоревновательный период подготовки

News image

Этот период отличается значительным сужением количества применяемых фармакологических препаратов. Рекомендуе...

Место БАДов:

News image

Медико-социальная значимость БАД, их роль в коррекции пищевого рациона

На сегодняшний день общепризнано огромное медико-социальное значение БАД как в профилактике, так и в лечении большинства т.н. бо...

News image

Формулярная система: антигистаминные препараты

Все антигистаминные препараты (АГП) могут быть эффективны при аллергическом рините, особенно сезонном, и в некоторой степени при...

Клинические исследования:

News image

Медицина будущего: использование наночастиц для доставки лекарств чере

Для того чтобы преодолеть роговой слой кожи (лат. — stratum corneum), выполняющим основную барьерную функцию покровов тела, на п...

News image

Реальная польза или «мыльные пузыри»?

Автор: Владимир Сычёв XXI век нередко называют веком биотехнологий. Ожидается, что они улучшат качество жизни людей. В перву...

Внимание! Фальсификат:

News image

Методы борьбы с фальсификацией лекарственных средств

Компании-производители понимают всю важность борьбы с фальсификатами и предпринимают для этого различные меры: меняют упаковку...

News image

ДЕПУТАТУ ВСЕ МОЖНО, ИЛИ ДЛЯ КОГО ЗАКОН НЕ ПИСАН

Датская компания Ново Нордиск , уже четырнадцать лет производящая генно-инженерный препарат инсулина человека, в декабре 1995 г...

О компании

about

Контактная информация:

about

Авторизация