Аптечные новости:

В состав нижегородской ГК Фармассоциация вошла местна

News image

Нижегородская аптечная сеть «Фармкомплект-аптека» вошла в состав нижегородской же группы компаний «Фармассоц...

Российская фармацевтическая ассоциация (Росфарма)

News image

Была создана в 1993 году по инициативе и при непосредственном участии фармацевтических работников . В настоя...

История фармокологии:

История создания лекарств

News image

Создание современных лекарственных средств является одним из крупнейших научных достижений XX века. Недаром ...

История возникновения аспирина

News image

Он родился как проявление сыновней любви, чтобы потом положить начало всемирному бизнесу. Старик, больной ар...

История фармакологии

News image

История фармакологии также же продолжительна, как и история человечества. Для облегчения страданий при забол...


Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению
Аптечное дело - Фармацевтический рынок

вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению

Главной целью социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг.

Повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению, жителям удаленных и труднодоступных районов является важнейшей задачей всех уровней власти. В России почти треть населения проживает в сельской местности; населенных пунктов с численностью жителей до 1 000 человек насчитывается более 130 000, и 22% из них старше трудоспособного возраста. Анализируя данные мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, можно констатировать, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, в т.ч. уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов и населенных пунктов городского типа. Диспропорция связана, в первую очередь, с экономическими факторами: трудовой занятостью, размером дохода, уровнем образования и множеством других социально-экономических условий. Модернизация здравоохранения, проводимая с 2005 г., реализация национальных приоритетных проектов призваны нивелировать это неравенство. Происходящие изменения в состоянии здоровья населения в период реализации социальных программ служат индикатором того, насколько эффективно проводится социально-экономическая политика в целом и в конкретных субъектах РФ в частности.

С учетом большой социальной значимости оказания медицинской помощи населению государство и региональные власти должны координировать этот процесс, используя в т.ч. следующие механизмы:

Организация медицинской помощи населению сельской местности в силу объективных социально-экономических факторов имеет свою специфику:

Следует отметить, что проблемы с организацией медицинской и лекарственной помощи населению, проживающему в отдаленных районах, имеются в большинстве стран и решаются государством и муниципалитетами в зависимости от сложившихся традиций и реалий социально-экономического развития. Во многих европейских странах (Бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.) проблема доступности медицинской помощи решается благодаря развитой системе врачей общей практики (семейных врачей), а проблема с лекарственным обеспечением решена в какой-то степени предоставлением разрешения врачам реализовывать лекарственные средства пациентам. Обеспечиваемый врачами товарооборот составляет от 1% (Бельгия, Ирландия) до 20%.

В Великобритании около 4 000 врачей, практикующих в сельской местности (12% от общего количества врачей общей практики), имеют право реализовать лекарственные средства своим пациентам. Разрешение получают на основании определенных критериев.

В Словении врачи общей практики имеют право реализовать лекарства в тех населенных пунктах, которые расположены более чем в 10 км от ближайшей аптеки. Запасы ЛС поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договора.

В Финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные лекарства продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), обеспечивающих население лекарственными препаратами, постепенно уменьшается за счет организации новых аптек.

В Дании проблема лекарственного обеспечения сельских районов решается с помощью аптек-сателлитов и киосков в магазинах, которые разрешены только в сельской местности, поскольку больничным аптекам и врачам запрещено заниматься реализацией лекарственных средств населению.

В Испании один из самых высоких показателей доступности аптечных услуг. Лекарственные средства отпускаются только в аптеках. Число аптек регулируются законодательством исходя из числа жителей, приходящихся на одну аптеку.

В Канаде проблему лекарственного обеспечения решают с помощью интернет-аптек, которые пользуются большой популярностью среди населения, доставка лекарств осуществляется по почте и специальными курьерами.

Аптечные организации в африканских странах сильно отличаются от других стран: различается формат мероприятий, проводимых в сельских и городских аптеках. В сельских аптеках практически нет специалистов, так как фармацевты с университетским образованием предпочитают работать в больших городах.

Лекарственное обеспечение и предоставление населению фармацевтических услуг в развивающихся странах неудовлетворительное (по заключению Всемирной организации здравоохранения). За медицинской помощью пациенты обращаются непосредственно к фармацевту, минуя врача. Большинство медикаментов распространяются нелегально без рецепта «продавцами лекарств», не имеющими соответствующих знаний. Контроль применения ЛС продолжает ослабевать, растет реализация фальсифицированных, недоброкачественных препаратов.

В Австралии проблема обеспечения населения лекарствами силу географических особенностей имеет свою специфику. Если между городскими аптеками нет больших различий, то в сельской местности существует серьезная диспропорция аптек. Лекарственное обеспечение там осуществляется при помощи местных врачей общей практики, которые получают от органов власти разрешение на реализацию лекарственных средств населению. Государством выделяются кредиты для открытия аптек в удаленных районах и для покупки аптек, находящихся на грани банкротства. Существует срочная служба, обеспечивающая замену фармацевта в течение 24 часов.

Таким образом, проблемы доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения сельского населения в развитых странах решаются в основном с помощью врачей общей практики, которые одновременно оказывают и медицинскую, и лекарственную помощь. В Советском Союзе, а затем и в России, проблему обеспечения доступности медицинской и лекарственной помощи решали с помощью развитой сети ФАПов. Центральные районные аптеки заключали договора с фельдшерами, работающими в ФАПах, которые реализовывали лекарственные средства и изделия медицинского назначения населению. За лекарственный ассортимент в районе отвечала центральная районная аптека.

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что организация медицинской и лекарственной помощи сельскому населению должна реализовываться в рамках комплексных систем, которые предусматривают целевые установки со стороны внешней среды, особенности развития региона и стратегические направления административной реформы. Формирование и реализация совместных, федеральных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем.

По нашему мнению, целевые функции региональной политики в области здравоохранения должны реализовываться через следующие направления:

К этому перечню, безусловно, следует добавить проведение контрольных мероприятий за полнотой и качеством оказания медицинской помощи.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития уделяет этой проблеме пристальное внимание. Постоянный контроль, проводимый Росздравнадзором, позволил обеспечить существенное сокращение случаев безлицензионной деятельности государственных и муниципальных лечебных учреждений сельской местности. В начале 2007 г. более 4 000 ЛПУ и 20 000 территориально обособленных подразделений работали вне правового поля, без соответствующей лицензии. К началу текущего года число федеральных и муниципальных ЛПУ, ведущих безлицензионную деятельность, снизилось в 15 раз (до 263 учреждений), а число ФАПов – почти в 3 раза (до 7439).

Росздравнадзором проведена работа совместно с руководством субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратурой. Большинство регионов сумели выделить дополнительные средства и ресурсы для приведения ЛПУ и ФАПов в соответствие с предъявляемыми требованиями. В текущем году работа в этом направлении будет продолжена.

Следует отметить, что большинство ФАПов не соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, не имеет лицензии на фармацевтическую деятельность и соответствующего материально-технического оснащения для хранения ЛС с учетом их физико-химических свойств и соблюдения требований нормативной документации.

Решение существующей проблемы возможно в двух направлениях. Во-первых, при содействии органов государственной власти субъекта РФ необходимо добиться соблюдения требований к учреждениям, осуществляющим хранение и реализацию ЛС и изделий медицинского назначения в части ФАПов, имеющих соответствующие возможности. Во-вторых, организовать на базе аптечных учреждений передвижные аптечные пункты для реализации ЛС и изделий медицинского назначения населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах.

Мы полагаем, что критериями для получения разрешения на осуществление фармацевтической деятельности передвижными аптечными пунктами могут служить: плотность размещения лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций на душу населения, территориальная удаленность населенного пункта от стационарных аптечных учреждений, доступность общественного транспорта, укомплектованность кадрами аптечных учреждений, а также наличие соответствующего материально-технического оснащения у передвижных аптечных пунктов.

С целью решения данной проблемы необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в действующий Федеральный закон от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» и другие законодательные и нормативные правовые акты.

В частности, необходимо внести изменения в статью 33 ФЗ «О лекарственных средствах», позволяющие осуществлять фармацевтическую деятельность лицам с высшим или средним медицинским образованием в аптечных учреждениях непосредственно в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, сельских врачебных амбулаториях и участковых больницах.

Необходимо также внести изменения в статью 32 ФЗ «О лекарственных средствах», позволяющие при отсутствии на территории сельской местности аптечных учреждений осуществлять реализацию ЛС через фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты и сельские врачебные амбулатории при соблюдении правил хранения и других условий, обеспечивающих качество ЛС. Соответствующие изменения необходимо внести в приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. №80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

Необходимо активизировать работу по социальной поддержке молодых специалистов, принявших решение работать в учреждениях первичного звена здравоохранения в сельской местности: разработать региональные программы социальной поддержки молодых специалистов, предоставлять кредиты на приобретение жилья, строительство частных домов, выделять дополнительные средства на увеличение заработной платы, предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг.

Другая проблема – невозможность повышения квалификации специалистов из-за низкой укомплектованности кадров в лечебных учреждениях. Для послевузовского и дополнительного обучения врачей и среднего медицинского персонала необходимо внедрение дистанционных технологий, которые доказали свою высокую эффективность. На сегодняшний день эта работа сдерживается из-за материально-технической неготовности к ней ряда областей и районов. Необходимо внедрять комплекс программ повышения квалификации специалистов с медицинским образованием для работы в аптечных учреждениях и ФАПах в удаленных и труднодоступных районах, а также сельской местности по направлению «Организация фармацевтического дела». Необходимо разработать учебно-методические материалы для специалистов со средним медицинским образованием по принципам оказания и контроля качества медицинской и лекарственной помощи.

Решение проблемы доступности и качества медицинской помощи сельскому населению требуют, в первую очередь, совершенствования действующего законодательства и развития материальной базы сельского здравоохранения. Процесс модернизации здравоохранения сельской местности, с одной стороны должен предусматривать эффективность административного управления, с другой стороны, решать задачи по максимальному использованию ресурсов в условиях всех субъектов в полном объеме.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему БАДы:

News image

Мед БАД не менее полезен, чем мед из соты

Большинство из нас с уверенностью скажут, что мед не только высококалорийный, питательный продукт, еще у него ценнейшие лечеб...

News image

БАД серебро – в чем польза?

Одним из известных естественных антибиотиков, доказавших большую эффективность против многих видов бактерий, паразитов, вирусо...

News image

БАД в комплексе мер при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной

В «РА» №11 2007 г. было рассказано о принципах применения БАД при хроническом холецистите и прочих нарушениях работы печени, жел...

Каталог лекарств:

Антибиотики

News image

Антибиотики - - органические вещества, образуемые микробами и другими более высокоразвитыми растительными ве...

Гематоген: лекарство или БАД?

News image

Рассматривая и оценивая различные продукты, обычно мы можем без сомнения определить их принадлежность к как...

Антисептические средства

News image

Антисептические средства. - Антисептическими (от греч. против гниения ) называют противомикробные средства,...

Препараты для спорта:

ГЕПАТОПРОТЕКТОРЫ И ЖЕЛЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА

News image

Занятия дисциплинами, требующими проявления скоростно-силовых качеств, в особенности такими силовыми видами,...

Энергетика мышечной деятельности

News image

Ни одно движение не может быть выполнено без затрат энергии. Единственным универсальным и прямым источником ...

Синдром перенапряжения нервно-мышечного аппарата (мышечно-болевой)

News image

Напряженная мышечная деятельность в анаэробном режиме у спортсменов невысокой квалификации или при форсирова...

Место БАДов:

News image

Особенности антибактериальной терапии неспецифических анаэробных инфек

Анаэробные бактерии представляют собой разные группы микроорганизмов  способных удовлетворять энергетические потребности при отс...

News image

Сравнительная эффективность и безопасность парентерального применения

Боль представляет собой сложный субъективный феномен, включающий ощущения, указывающие на реальное повреждение или угрозу повреж...

Клинические исследования:

News image

Новый статус для наблюдательных исследований

Достоверные данные об эффективности и безопасности лекарственных препаратов могут быть получены только в ходе применения препара...

News image

Клинико-фармакологические особенности применения b2-агонистов для лече

Одним из наиболее эффективных лекарственных средств для лечения синдрома бронхиальной обструкции являются ингаляционные b2-агони...

Внимание! Фальсификат:

News image

Возможные пути борьбы с ФЛС в Украине

Стратегическим направлением борьбы с ФЛС является создание обязательной для всех субъектов рынка системы GMP–GDP–GPP. Кроме того...

News image

Корысти ради

Фальсификация медикаментов выгодна не только тем, кто непосредственно занимается их производством и реализацией. Часто инфор...

О компании

about

Контактная информация:

about

Авторизация